На сегодняшний день существует уникальный метод получения кредита - это онлайн-сервисы. Быстро, не выходя из дома. Капуста у кишені сервис, который поможет получить необходимые средства за считанные минуты.Кредит предоставляется от 2500 гривен. Комис...
Российскую "золотую молодежь" не минули грехи отцов: безумное расточительство, бесконечные вечеринки... Если многие вековые династии западных миллионеров давно переболели желанием купать чад в роскоши, то в России лишь отдельные состоятельные люди используют проверенные модели финансового воспитания детей. Впрочем, хотя на слуху в основном скандальная светская хроника, немало и у нас мальчиков-мажоров, которые предпочитают забавам упорный труд.
Два мира, два детстваИстория финансового воспитания Никиты, сына председателя правления одного из российских банков Александра М., нетипична для состоятельной российской семьи. "Когда я пошел во второй класс, отец ввел систематическую выдачу карманных денег — каждую неделю по четвергам,— вспоминает Никита.— Если деньги у меня заканчивались слишком быстро, отец больше ничего не давал. Одна неделя в месяце была отчетной — отец просил меня расписать все мои траты до рубля, и вместе с ним мы обсуждали, на чем можно было бы сэкономить. Причем я заранее не знал, какая это будет неделя". Такую систему финансового управления собственным сыном банкир привез в 1995 году из Нью-Йорка, где проучился полгода на курсах MBA.С бытовой финансовой грамотностью у подростков из российских состоятельных семей, считает Ольга Савина, генеральный директор Межрегиональной ассоциации психологов-практиков "Просто вместе", дела обстоят неважно: "Каждый год мы проводим детские психологические лагеря, в которых дети живут по-взрослому: в лагере, к примеру, в обращении своя валюта, "гарфилд". Я заметила, что дети из обеспеченных семей совершенно не понимают цены деньгам, не умеют контролировать свои расходы, не умеют откладывать". Такие детишки теряются, когда старшие вдруг заявляют: "Потратишь все деньги в один день — потом не на что будет жить оставшиеся две недели". Не в силах справиться с привычкой ни в чем себе не отказывать, дети просят забрать у них деньги "на сохранение". "Когда в старшем возрасте у молодых людей, привыкших тратить без счета, появляются действительно крупные суммы, они так же их прожигают",— описывает болезнь психолог Савина.Все закономерно: старики помнят, как в детей старались впихнуть как можно больше еды, потому что время было голодное, а за желанием нынешних родителей "дать ребенку все, что он хочет" стоит серое советское детство нынешних 35-40-летних. Потребление без границ, однако, стало новой угрозой для юных созданий из уже относительно широких слоев общества, и перед их родителями встает вопрос: как не перекормить отпрыска.Рецепты стройностиПомимо системы детского финансового мониторинга, введенного банкиром М., отцовским нововведением стали регулярные контакты с родителями школьных друзей сына. "Логика у папы была такая: дети очень подвержены влиянию сверстников, и, если два человека в группе начинают тратить больше денег, остальные стараются от них не отставать",— объясняет Никита. Родители договорились, что будут выдавать сыновьям одинаковые суммы на карманные расходы. "Если родители разобщены, в среде детей воцаряется финансовая анархия. Если вам довелось встретиться с родителями друзей вашего сына, договоритесь о том, каких правил финансового поведения будут придерживаться все родители",— пишет в своем бестселлере Годфри.Когда Никите М. исполнилось 14 лет, отец сказал, что может, конечно, и дальше выдавать ему небольшие карманные деньги, но, если сын начнет помогать ему в банке, доходы юноши резко возрастут. Никиту идея увлекла. "Я приходил после уроков в банк, редактировал разные таблицы на компьютере, иногда ездил куда-то как курьер. После поступления в университет мне позволили отвечать на звонки. А когда мне исполнилось 18, я начал работать с клиентами". Сейчас 20-летний Никита руководит в банке отделом по работе с физическими лицами.И эта схема привлечения ребенка в бизнес сродни американской. Будущий строительный магнат Дональд Трамп с 11-летнего возраста ходил с отцом, занимавшимся строительством, смотреть объекты и наблюдать за переговорами. В своей книге "Думай как миллиардер" Трамп пишет: "Таская меня с собой по стройкам, отец давал мне не деньги, а нечто куда более ценное — знания, которые я впитывал и на основе которых сформировался мой деловой инстинкт". Миллиардер Джон Дэвидсон Рокфеллер вообще создал у себя дома модель коммерческого предприятия. Если верить биографам, он назначил свою дочь исполнительным директором, заставил остальных детей вести бухгалтерские книги и ввел фиксированную оплату домашнего труда. Результаты такого воспитания, правда, оказались спорными. В то время как сын Рокфеллера Лоренс становился активнейшим игроком венчурного рынка, его дочь Эдит обретала популярность у желтых газет Америки. Уинтроп, любимый рокфеллеровский внук, устав от домашней муштры, подался на нефтепромыслы в Аризону, где жил на 75 центов в день, занимаясь черной работой. Другой внук основателя династии, Нельсон, стал губернатором Нью-Йорка.Как бы то ни было, к концу XX века в США сложились определенные традиции финансового воспитания детей. "США отличаются даже от Великобритании тем, что финансовое обучение детей у нас — это целая индустрия,— рассказывает Морин Киндал, эксперт тренинговой ассоциации Smart Start, которой корреспондент "Денег" позвонила в Сан-Франциско. По ее словам, в Штатах существует множество тренингов по финансовой грамотности для детей и родителей, выпущен не один десяток книжек и учебных пособий для детей, есть специальные развивающие компьютерные игры. Состоятельные родители начинают знакомить своих детей с деньгами примерно с 3-4 лет, хотя обычно американским детям дают первые центы в 5-6 лет. В 11 лет дети из обеспеченных семей получают кредитные карточки. "При этом карманных денег детям из состоятельных семей выдают зачастую меньше, чем их сверстникам из обычных",— говорит Морин Киндал.
Поколение $Истории успеха наиболее известных представителей "золотой молодежи" все родом из детства. Президент компании "Калигула" Иван Федоров к бизнесу приобщился в 15-летнем возрасте. "Я начал работать еще в девятом классе. Учился в школе я неплохо, но было скучно. А работать и зарабатывать нравилось. Как раз начиналось кооперативное движение. Я, конечно, не был организатором, им был мой отец (Александр Федоров, ныне владелец компании "Дикая орхидея"). Тогда мы занимались всем: соусами, джинсами, машинами. Помимо "Дикой орхидеи" отец создал компанию "Калигула", но планировал ее продать. Но в итоге нам удалось сделать так, чтобы этот бизнес не ушел из семьи, отец продал мне свою долю акций".Сын бывшего владельца Кировского завода Петра Семененко Георгий пришел на завод в 18 лет. Сначала он работал учеником слесаря-ремонтника в мартеновском цехе, позже — в прокатном цехе завода "Петросталь", а в 21 год вошел в совет директоров Кировского завода. После гибели отца 23-летний Семененко был выбран директором завода.Работа над ошибкамиДети-транжиры часто вырастают у родителей, которые либо сами грешат неуемным потреблением и не контролируют ребенка, либо у тех, кто жестко ограничивает ребенка в покупках, считает председатель межрегиональной ассоциации психологов-практиков "Просто вместе" Ирина Млодик. "Вредно давать ребенку бесконечные ресурсы. Ребенок должен научиться существовать в режиме ограниченного бюджета",— считает она. Уже ученому чаду можно позволить распорядиться недельным бюджетом семьи — родителей наверняка приятно удивит, как быстро ребенок поймет, что сколько стоит, если на него ляжет ответственность. Важно не впадать в крайности: нельзя совсем ущемлять ребенка в деньгах. Грубая ошибка взрослых — забирать у ребенка те деньги, которые ему дали ранее, пусть даже после плохого поступка отпрыска. Пусть лучше этот поступок приведет к урезанию финансирования в дальнейшем, а вот уже выданные деньги неприкосновенны.По словам Илоны Озеровой, растущей популярностью в России пользуются "детские вклады": родители покупают акции компаний вроде "Детского мира" и подобных интересных детям структур. "В некоторых состоятельных семьях дети имеют такие вклады с 6-7 лет",— рассказывает Озерова. Так продвинутые состоятельные родители учат своих детей получать пассивный доход: когда ребенок чувствует свою причастность к судьбе интересной для него компании, ему проще разобраться в финансовых механизмах.Все более открытыми для юных клиентов становятся и российские банки. В прошлом году банк "Возрождение" создал проект — начал выпуск специальных детских банковских карт. Финансовая группа "Доходъ" создала программу "Детский инвестиционный портфель". Минимальная сумма вложений для участия в программе — 5 тыс. руб. Вторичная покупка — от 1 тыс. руб. Активы (денежные средства, акции, облигации, паи), находящиеся на счете ребенка, являются его собственностью. До совершеннолетия растратить или по-другому распорядиться богатством юный человек не может, но само понимание ребенком, что у него за душой что-то есть, с младых ногтей развивает инвестиционный инстинкт. Финансисты в этом только помогут. "Хотя ребенок не может осуществлять финансовые операции, вы вправе приводить его в банк на консультации, чтобы он принимал решение, какие акции стоит докупить, а вы от своего имени будете это делать. Ребенок может встретиться с нашими менеджерами, чтобы почувствовать себя взрослым, мы можем устроить такое шоу",— рассказали "Деньгам" в финансовой группе "Доходъ".Схожая программа "Растем вместе!" есть у столичного Лефко-банка. Минимальная сумма стартового взноса для участия в программе — 10 тыс. руб. "С 14-летнего возраста, когда у ребенка появится свой паспорт, он сможет самостоятельно класть и снимать деньги с разрешения родителей",— рассказал менеджер банка Сергей Горностаев. Эта программа позволяет к совершеннолетию ребенка сформировать его стартовый капитал. Кроме того, ребенок сможет окончить курсы в учебном центре банка, получить сертификат трейдера, а позже — пройти преддипломную практику в одном из подразделений банка.Другой способ приобщения ребенка к бытовой экономике — деловая игра. "Чтобы научить детей понимать цену денег, в нашем психологическом лагере мы даем детям возможность подзаработать,— рассказывает Ольга Савина.— Например, можно открыть свою парикмахерскую студию и делать там укладки другим членам лагеря. Собственный труд дети ценят. Когда пытаешься с ними торговаться, чтобы сбить цену, они стоят на своем: либо плати столько, сколько моя работа заслуживает, либо иди делать прическу к кому-нибудь другому".В Пензе в 1994 году был создан учебный детский банк при содействии губернского банка "Тарханы". Ученики 8-11-х классов школы могут учиться в банке год или два по четыре часа в неделю. В ходе обучения дети проходят стажировки в виртуальном банке на рабочих местах экономиста и бухгалтера, участвуют в деловых играх, тренингах.Процесс "капитального воспитания" в общем идет. "Формирование нынешнего правящего класса в России происходило форсированно. Отсюда все эти проблемы с детьми, разговоры из серии "Да ты вообще знаешь, кто мой папа?". Если в США бизнес-династии складывались сотню лет, то у нас еще рано говорить о династиях как таковых — прошло лишь полтора десятилетия",— объясняет Светлана Соколова, отмечая при этом позитивные тенденции: ночные клубы с шампанским за тысячи долларов и прочие развлечения детей "малиновых пиджаков" постепенно уходят в прошлое.Морин Киндал из Сан-Франциско уверена: россиянам следует перенимать опыт финансового обучения детей в США, но с поправками на национальный менталитет: "Российские дети довольно рано начинают подрабатывать, но при этом кредитные карты заводят гораздо позже, чем их американские сверстники. Надо считаться с этой спецификой, внедряя в России программы по финансовому обучению детей".С осторожностью, по словам экспертов, следует относиться к практике вознаграждения детей за хорошие оценки в школе. "Это, конечно, стимулирует, но у ребенка должна быть собственная мотивация учиться, а не только финансовая заинтересованность,— считает Ирина Млодик.— Или когда мы платим ребенку за работу по дому, в семье устанавливаются товарно-денежные отношения".Отдельный вопрос — в каком возрасте приучать ребенка к деньгам. "Я считаю, что уже с трехлетнего возраста надо показывать детям монетки и объяснять, что на эти монетки можно купить,— считает Илона Озерова.— Уже с 6 лет надо учить детей распределять средства. И не стоит сдерживать желание ребенка заработать денег, даже если он еще учится в младшей школе".Впрочем, метод Рокфеллера с фиксированной оплатой помощи по дому специалисты считают непригодным для России. Морин Киндал отмечает, что распространенная в США практика — давать детям пару долларов за вымытые полы — в России с ее семейными устоями может "убить всю душевность".
РИА Новости: Опережающее образование для посткризисной экономики >>
"Группа инженерно-технического состава, менеджеры, организаторы производства, а также группы, связанные с финансово-экономическим блоком, в системе переобучения и повышения квалификации в общей численности составляют примерно 15%", - заметил он.
Бонус за наставничество
Государство также планирует поощрять наставников выпускников, которые проходят стажировки в рамках государственной программы опережающего обучения на предприятиях.
РИА Новости: Опережающее образование: готово ли общество? >>
"Мы предлагаем и, я думаю, правительство РФ пойдет на это, оказывать финансовое стимулирование тех людей, которые организуют и проводят стажировку молодых специалистов. Предлагается ввести стимул выплаты в размере 50% от МРОТ такому специалисту, который организует и проводит стажировку", - сказал Герций.
Герций напомнил, что ежегодно учебные заведения РФ оканчивают около одного миллиона выпускников. По его словам, на сегодняшний день в органах занятости числятся 83 тысячи выпускников средних и начальных образовательных учреждений, которые не смогли найти работу.
Кадры новой экономики
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов считает, что активная реализация программ опережающего обучения должна привести к модернизации экономики в целом.
"С точки зрения перспективы, стратегии кадрового развития компании или экономики в целом, опережающее обучение понимается в более широком смысле этого слова, под ним имеется в виду набор квалификаций или набор компетенций работника, который опережает текущие потребности бизнеса, экономики", - сказал он.
"Квалификационный задел должен, по логике, привести к модернизации экономики. Ценность образования и ценность труда дают высокий экономический потенциал", - пояснил он.
Как отметила директор по персоналу ОК "Русал" Виктория Петрова, из 14 тысяч сотрудников компании, которые в этом году находились под угрозой увольнения, более шести тысяч работников прошли через программы опережающего обучения и переподготовки кадров.
Петрова отметила, что такие программы должны преследовать две цели: переподготовку работника, который все-таки будет сокращен, в соответствии с потребностями местного рынка труда, а также переподготовку сотрудников для реализации перспективных планов компании-работодателя.
"Это был сложный проект, мы впервые его осуществляли", - сказала она.
Как считает представитель "Русала", образовательный ресурс для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров используется пока не полностью. Кроме того, за последние 20 лет в России был утрачен престиж рабочей профессии.
"В данной ситуации возникает вопрос привлечения мигрантов, но при этом мы утратили ценность труда... Неважно, на каком месте ты трудишься, важно - как ты это делаешь", - сказала она, отметив, что 85% персонала "Русала" являются рабочими.
По мнению Петровой, государство при поддержке крупных работодателей должно реализовывать специальную программу по возвращению престижа рабочих профессий.
В свою очередь, проректор МГТУ имени Баумана Валерий Москаленко отметил, что выпускники российских вузов "выше на голову тех выпускников, которых мы хотим пригласить на работу из-за рубежа". По его словам, ежегодно из Бауманки выпускается 3,5 тысячи человек и более 10% из них уходят работать в западные компании.
Ценится ли образование?
Директор по управлению персоналом и корпоративным отношениям, член правления ГК "Ренова" Олег Алексеев подчеркнул, что в России, прежде всего, необходимо изменить отношение людей к профессиональному образованию.
"Образование в России не дает социального лифта. То есть, успех и образование не связаны напрямую", - считает он.
По его словам, в европейских странах во время кризиса чувствуют себя уверенно только люди, имеющие достаточную квалификацию. Именно поэтому и следует развивать программы опережающего обучения в РФ.
Возможные решения
По словам президента Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля Ольги Голодец, для улучшения ситуации в российском профессиональном образовании необходимы "нормальные финансовые потоки, новые технологии, а также серьезные протекционистские меры".
Она согласилась с тем, что одной из основных задач является коренное изменение отношения в стране к профессиональному обучению с целью приведения его в соответствие с требованиями экономики.
Голодец отметила, что необходимым условием обеспечения эффективности опережающего обучения является растущее взаимодействие работодателей с учреждениями системы образования.
"Я не знаю предприятий, которые не сотрудничали бы с профильными вузами в подготовке молодых специалистов, не развивали бы систему наставничества", - сказала она.
При этом представитель работодателей призвала соблюдать баланс в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов с дипломами вузов.
"Для инновационной экономики необходимы высококвалифицированные кадры, но, все же, не нужно, чтобы 80% людей имели высшее образование", - пояснила Голодец.
По ее мнению, для повышения эффективности профессионального обучения по заявкам работодателей необходимо также прояснить определения той или иной профессии.
"Если в западных справочниках числятся 600-700 специальностей, то в России их - несколько тысяч. К примеру, профессии "шахтер" как таковой в России нет, а есть порядка шести смежных специальностей", - пояснила Голодец.
В свою очередь, ректор Российского нового университета, председатель Совета ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов полагает, что дело не в количестве людей с высшим образованием, а в уровне такого образования.
Например, в ряде ведущих экономических держав ставят вопрос о всеобщем высшем образовании. "Я высоко оцениваю советскую систему образования, но она требует модернизации, поскольку структура экономики теперь совсем другая", - сказал Зернов.
Что общего между Генри Фордом и Олегом Дерипаской, Альфредом Нобелем и Романом Абрамовичем, Билом Гейтсом и Акинфием Демидовым? Они действовали в разное время и в разных направлениях. Но каждый из них стремился сделать что-то великое и привнести новизну в этот мир, не соглашался плыть по течению, и сам привык задавать вектор движения. Все эти люди – миллионеры. Все они, чтобы стать таковыми, в совершенстве познали науку управления бизнесом.
В поисках философского камня
Средневековые алхимики мечтали получить три вещи: философский камень, эликсир бессмертия и панацею. Не одну сотню лет они пробовали, экспериментировали, изобретали множество способов, как можно воплотить это в жизнь.
Современные предприниматели – настоящие алхимики бизнеса, за плечами которых реальные результаты. У каждого из них свой путь, свои победы и каждый из них создает свой эликсир успеха в мире бизнеса. Ингредиенты этого эликсира давно известны – это предпринимательский потенциал, талант, опыт, эрудиция, которыми обладает руководитель, а то в каких пропорциях его замешивать, каждый решает сам. Критерием точности этого коктейля является результат: выбор клиента и рынка.
В этот момент каждый руководитель понимает, что бизнес – это не тусовка и не один энтузиазм. Чтобы создать бизнес и эффективно им управлять нужно четко осознавать, что, во-первых, это наука, которую нужно детально изучать; во-вторых – это глобальный труд, которому нужно посвящать максимум своего времени; в-третьих – это уникальное искусство, тонкостями которого нужно овладеть
Гранит науки управления
Современному руководителю в условиях глобальной конкуренции уже не достаточно таланта и везения, он должен обладать определенным набором компетенций, причем по данным разных исследователей, их количество варьируется от 20 до 120.
Во-первых, нужно знать все выводы и постулаты, которые есть в теории менеджмента. Сегодня незнание – это преступление по отношению к бизнесу. И что очень немаловажно, он должен понимать, как тот или иной постулат или принцип науки управления работает в конкретной ситуации, какие возможности есть для ее применения. Во-вторых, руководителям нужно учиться точно интерпретировать и диагностировать текущую ситуацию. В-третьих – уметь выбирать конкретный инструмент, который потребует минимум затрат и даст максимальный эффект. Если такого инструмента нет, они должны быть способны сами его создать. Только знание и регулярная практика дают возможность руководителям достичь «наивысшего пилотажа» в управлении – развить «чутье», способность рисковать, умение поймать мимолетный миг шанса, кураж, отсутствие страха перед проблемами, умение учиться на своих ошибках, а так же способность удержать и постоянно наращивать прибыль, обороты, успех своего предприятия.
Очевидно, что нужно стать мастером,недаром, программа, которая готовит руководителей так и называется – МВА (Мастер Делового Администрирования), которая сопоставима со степенью кандидата наук. За МВА в иерархии академических степеней следует высшая профессиональная степень в области бизнес-образования DBA и условно соответствует ученой степени PhD (доктор философии).
Кто хочет стать миллионером
О науке управления бизнесом написано немало книг и статей, с начала прошлого века она подвергалась многократному анализу со стороны великих ученых умов. На данный момент уже есть множество достижений, наработанных талантливыми предпринимателями в течение многих лет успешного ведения бизнеса, во всех аспектах менеджмента. Преподаватели-практики дают бизнесменам бесценное знание того, как их эффективно использовать. Так стоит ли заново изобретать велосипед? Не лучше ли пойти
самым практичным и коротким путем к постижению науки управления и получить качественное бизнес-образование, посредством которого можно обрести умение делать себя и окружающих людей богатыми и ощутить счастье быть руководителем.
И это истинное удовольствие, хотя бы потому, что ты выходишь в открытое море, сталкиваешься с ветром, который дует тебе в лицо в виде социума, денег, экономики, политики, общественного мнения, конкуренции. И ты можешь ощущать этот ветер и со временем обретаешь способность им управлять. А это радость, которая не сравнится ни с чем.