На сегодняшний день существует уникальный метод получения кредита - это онлайн-сервисы. Быстро, не выходя из дома. Капуста у кишені сервис, который поможет получить необходимые средства за считанные минуты.Кредит предоставляется от 2500 гривен. Комис...
Теперь на открытие собственного дела безработные смогут получить более ста, а то и двухсот тысяч рублей. Если, конечно, они создадут рабочее место не только для себя, но и для своих бывших "коллег по несчастью" - официальных безработных. Это условие оговорено в подписанном постановлении правительства по антикризисным программам занятости на следующий год.
Как пояснил "РГ" заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, самозанятость населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных программ в этом году. Особенно после того, как правительство увеличило подъемные до 58 800 рублей на человека. В результате число желающих работать "на себя" выросло вдвое и по итогам года свой бизнес начали около 120 тысяч человек. Они создали более 130 тысяч рабочих мест. Хотя первоначально ожидалось, что желающих будет вдвое меньше.
Учитывая такую популярность программы, правительство решило не останавливаться на достигнутом и более щедро поощрять наиболее смелых и активных безработных.
"В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще по 58 800 рублей за каждого. Это общая схема. Четкий же порядок предоставления дополнительных субсидий "безработным предпринимателям" регионы будут определять самостоятельно - при подготовке программ содействия занятости", - пояснил Максим Топилин. И он добавил: постановление правительства не предусматривает каких-либо ограничений для самозанятых по количеству созданных рабочих мест и полученных на них подъемных.
"Человек может создать одно место, два, три, пять. Главное условие, чтобы он взял на них именно безработных", - добавил замминистра.
Кстати, ранее руководитель Роструда Юрий Герций на одном из совещаний строго-настрого наказал руководителям региональных служб занятости сопровождать бывших безработных, открывших дело, помогать им при возникновении трудностей или административных барьеров. И уж ни в коем случае не задерживать выплаты. "У нас есть жалобы, когда человек проходит все процедуры, его бизнес-план утверждается, а потом он месяц, а то и два ждет перечисления средств на открытие дела. Если узнаю, что где-то происходят такие проволочки, или что задерживаются пособия по безработице, или деньги используются нецелевым образом, разговор с таким руководителем службы будет коротким", - предупредил глава Роструда.
Еще одно новшество в антикризисных программах занятости будущего года - это предусмотренная компенсация для работодателей на создание рабочего места для инвалидов. Как рассказал Максим Топилин, сейчас на учете в службах занятости страны состоят 144 тысячи инвалидов. 63 тысячи были за год трудоустроены. Этот процесс идет очень сложно по многим причинам, в частности из-за того, что для того чтобы принять на работу человека с ограниченными возможностями, для него нужно специально оборудовать рабочее место. А это удовольствие не из дешевых. В связи с этим правительство предусмотрело компенсацию в размере 30 тысяч рублей для тех предприятий и организаций, которые готовы дать работу людям с ограниченными возможностями.
"Деньги могут быть потрачены на разные приспособления - специальное освещение, компьютеры для слабовидящих или слепых, специальные кресла, причем рабочие места для инвалидов могут быть оборудованы не обязательно в офисах, но и на дому, для тех, кто трудится, не выходя из квартиры. Это первый опыт службы занятости, и мы рассчитываем, что он станет успешным. Предполагаем, что в рамках этой программы дополнительно в следующем году работу найдут 50 тысяч человек с ограниченными возможностями", - сказал Максим Топилин.
Третье ноу-хау - это выделение "Стажировки" в отдельную программу. И предполагается установить надбавки к зарплате наставникам, которые будут работать с молодыми специалистами. Сумма доплаты небольшая - половина от минимального уровня оплаты труда. Но до последнего времени эта позиция вообще государством никак не оплачивалась. И это первая попытка за последние два десятилетия стимулировать опытных специалистов работать с молодыми кадрами. Тем более что это дает и хорошие результаты - до 70 процентов участников программы остаются на предприятиях на постоянной работе. В этом году стажировались 40 тысяч выпускников. В следующем году предполагается показатель чуть-чуть увеличить - до 42 тысяч.
Всего на реализацию антикризисных программ занятости в следующем году будет выделено 36,3 миллиарда рублей. Сумма сопоставима с тратами этого года - 37,2 миллиарда.
Получить образование в России легко. Нужны только деньги. При этом что-то знать — совсем не обязательно. Экзамены и дипломную работу за вас сдадут другие. «Серые» работы принимаются даже в бизнес-школах. Мы позвонили продавцам дипломных работ и узнали, как в России беззаботно получить MBA и сколько это стоит.
Трубку берут не сразу. Приходится ждать пять-семь длинных гудков, прежде чем мужчина усталым голосом отвечает «Подождите минутку», прикрывает трубку рукой и диктует другому человеку номер интернет-кошелька. Слышно, что осталось внести 2 тыс. руб. Собеседники сходятся во мнении, что волноваться не надо, и прощаются. Мужчина извиняется, что пришлось ждать, и следующие пять минут рассказывает, как заказать дипломную работу для лучших российских и некоторых европейских бизнес-школ и сколько это стоит.
Выйти на тех, кто пишет дипломные работы, совсем просто. Интернет-поисковики выдают десятки разных сайтов, которые обещают за умеренные деньги облегчить вашу студенческую жизнь. Для вузов это не новость. А вот бизнес-школы постоянно заявляют, что их выпускники действительно учатся и получают дипломы не просто так. Но, как оказывается, и на MBA можно схитрить.
E-xecutive позвонил в компании, которые пишут дипломные, представился слушателем российской бизнес-школы и поинтересовался деталями «заказа». Мы намеренно не указываем названия компаний, чтобы лишний раз их не рекламировать.
Первый звонок
E-xecutive: Не нашел на сайте цены. Можете сориентировать?
Компания №1: Дипломные для MBA стоят от 15-16 тыс. руб. Это минимум. Дальше надо смотреть, что конкретно нужно делать.
E.: Тема работы есть, и примерный план уже набросал…
К.№1: Отлично. Когда пришлете все на e-mail, обсудим наполнение. Обычно на это дня два уходит. Для MBA согласовываем расширенный план. Пишем не просто содержание, а каждый раздел расписываем, что конкретно там будет, какие параметры считать будем. Вы этот план утверждаете у преподавателя, чтобы у нас потом разногласий не случилось, и приступаем к работе.
E.: Данные для работы даю я?
К.№1: Если они у вас есть, присылайте. Если нет, дадим список необходимого и сами посчитаем хоть баланс, хоть первичку для бухгалтерии. Если цифр совсем нет, напишем свои.
E.:Долго делаете?
К.№1: Стандартный срок — 21 день после того, как утвердим план. Можно и быстрее. Все зависит от темы.
E.: Не поймают меня с такой работой?
К.№1: Ну, смотрите. Вы даете свои данные. Мы эти данные обрабатываем по вашей теме. Нужен анализ по цепочке ценностей? Сделаем. Нужен SWOT-анализ? Сделаем. Все от вас зависит. У нас нет желания выкладывать работу в интернет. Если у вас такое желание есть, я от такого застраховаться не могу.
E.: А кто пишет?
E.: Мне куда-то подъехать надо?
К.№1: Если оставляете номер стационарного телефона, работаем без предоплаты. Работу забираете у курьера. Он в дневное время встретится с вами на любой станции метро в пределах кольцевой линии. У курьера на руках распечатанная работа и электронная версия. Можете сесть и спокойно просмотреть работу. Деньги отдаете, когда все проверите, поэтому курьер не убежит, не волнуйтесь.
E.: А если правки потребуются?
К.№1: Если сначала писали про химический завод, а потом оказывается, что надо было про турфирму, то это оплачивается дополнительно. А в рамках утвержденного плана одну полную доработку сделаем бесплатно.
E.: Часто для MBA заказывают?
К.№1: Да, в последнее время для бизнес-школ много пишем.
Второй звонок
E.: Сколько стоит?
Компания №2: А тема у вас примерно как звучит?
E.: Пишу про стратегию развития компании.
К.№2: По стратегии напишем без проблем. Только потребуется минимум две недели. На стоимость сроки не влияют. Стоит дипломная — 26 тыс. рублей. Это с презентацией в PowerPoint, со всеми доработками и так далее. Полная стоимость «под ключ», грубо говоря.
E.: От меня что требуется?
К.№2: От вас нужно задание на дипломную работу: тема, общие правила по оформлению; мы их знаем, но на всякий случай. Еще нужна отрасль или предприятие, на примере которого будем писать. Если данных нет, подберем сами. На стоимость это опять же не влияет.
E.: Есть какие-то гарантии, что эта работа потом в интернете не всплывет?
К.№2: Нам нет смысла выкладывать в интернет. Мы же гарантируем, что работа пройдет через систему «антиплагиат» с приличным процентом оригинальности. Зачем нам выкладывать?
E.: Я к тому, что вот сдам дипломную, а потом выяснится, что я у вас ее заказал.
К.№2: Никогда не засветится. Полная конфиденциальность. Вы можете нам не говорить, какой у вас институт и факультет. Нам только формальные данные нужны.
E.: Часто заказывают дипломы MBA?
К.№2: Последние пять лет — часто. Из ведущих российских школ постоянно заказы идут. И для европейской школы писали. И никаких проблем не было. Преподаватели принимают работы без нареканий. Мы готовим полный пакет. Ваше дело — только показать нашу презентацию и прочитать доклад, который мы тоже делаем.
E.: А как заказывать?
К.№2: 10 тыс. руб. — предоплата. К вам подъезжает наш курьер. Либо сами приезжаете к нам в офис по предварительной записи. Вы лучше сначала пишите на почту, а потом детали обсудим.
Дипломную работу можно и не покупать. Выпускник известной российской программы MBA, который пожелал остаться неизвестным, рассказал E-xecutive, что за 10 тыс. руб. учебная комиссия его бизнес-школы оценивает любую дипломную на «отлично». Ни он, ни его сокурсники платить не стали, защищали выпускные работы своими силами. Но возможность такая есть.
Ольга Матвеева, директор программ дополнительного образования Высшей школы бизнеса МГУ, говорит, что в России любое списывание из интернета или книг наказывается «двойкой». Из бизнес-школы человек не отчисляется, но пересдавать придется в следующем году. «Однажды у нас случилось что-то похожее, — вспоминает Матвеева. — Человек учился на корпоративной программе и писал работу явно не сам. Это сразу замечаешь на защите. Он получил «два», и сейчас у него серьезные проблемы на работе, потому что компания, которая отправила его учиться, требует от него возместить всю стоимость программы».
Механизм, который полностью защитит бизнес-школу от заказных работ, разработать и осуществить сложно, говорит Матвеева. Сейчас на программах MBA существуют списки правил, как готовить и оформлять работы, а преподаватели проверяют дипломные не целиком, а по мере выполнения. Но студент может с легкостью приносить на утверждение части из уже купленной работы. Остается одно, заключает Ольга Матвеева, студенты должны защищать свои дипломные работы в более строгих условиях, а в комиссию нужно приглашать не только преподавателей, но и независимых людей со стороны.
Западные MBA проверяют знания слушателя не дипломной работой, а итоговым бизнес-проектом, поэтому обмануть школу в Европе и США сложнее. Как рассказывает директор школы Vlerick Leuven Gent Management School в Петербурге Александр Янчевский, проект выполняется под взором консультанта от школы и представителя компании, которая этот проект заказала. Компания оплачивает обучение своего сотрудника, поэтому заинтересована в проверке его способностей. А школа назначает промежуточные точки контроля (project progress report presentations), что делает работу над проектом достаточно прозрачной для квалифицированного взгляда. «Я не знаю ни одного случая, когда проект заказывался на стороне, — говорит Янчевский. — Но любое мошенничество, списывание на экзамене или «copy-paste» из интернета при выполнении домашнего задания караются одинаково — человек исключается из школы со всеми вытекающими последствиями для деловой репутации».
Третий телефонный собеседник — тот самый, что диктовал номер интернет-кошелька и просил немного подождать, — согласился написать нашу работу за 30 тыс. руб. Оставалось только прислать тему на e-mail, приехать в офис возле метро «Курская», чтобы заполнить бланк-заявку и передать первые 10 тыс. руб. Через три недели мы могли свободно получать степень MBA.
У профи с редкой специализацией не так много вариантов применения своего опыта и знаний, зато такой эксперт и ценится намного выше. Особенно, если цель - выстоять в непростой экономической ситуации. Теперь в бизнес-школах учат и этому.
Еще совсем недавно большинство отечественных бизнес-школ предлагали программы либо General MBA, либо МВА с "глобальными" специализациями (стратегическое управление, маркетинг, управление человеческими ресурсами и т.д.). Теперь же все чаще можно встретить МВА для представителей той или иной отрасли экономики.К сожалению, до сих пор нередки ситуации, когда подчиненные разбираются в профессии лучше своих начальников. И узкоспециализированные программы как раз призваны исправить эту ситуацию.И ТЕБЯ ВЫЛЕЧАТ
Как говорит один мой знакомый-терапевт: "Хорошего врача пациенты кормят". Для частной медицины эта поговорка особенно актуальна. По сути, медицина относится к сфере услуг, однако она отличается от любой другой сервисной отрасли. "Рынок медицинских услуг - весьма специфический бизнес. Это не просто сфера услуг, речь идет прежде всего о здоровье человека, о том, как не навредить, как улучшить его состояние", - говорит Инесса Ермакова, руководитель специализации "Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты" Государственного университета управления (совместно с компанией RMA).Ответственность за здоровье, а в конечном счете и за жизнь пациента, вынуждает предъявлять более высокие требования не только к рядовым сотрудникам, но и к руководителям медицинских учреждений. С одной стороны, больница - это коммерческое предприятие: организационные, экономические, финансовые и технические вопросы - аспекты современного менеджмента больниц. С другой стороны, это место, где решаются судьбы людей: в больнице человек рождается, здесь ему помогают избавиться от недугов... И этот факт также должен учитываться менеджментом лечебных учреждений.Если профессиональная подготовка российских медиков не вызывает сомнений, то с управленческими навыками дела у них обстоят намного хуже. Ситуация на российском рынке медицинских услуг такова, что в большинстве случаев руководящие посты занимают бывшие врачи, как в государственных, так и в частных медучреждениях. К сожалению, далеко не всегда это оправдано, поскольку врачи ориентированы на лечение людей, на оперативное оказание помощи пациентам, а не на административную работу.Руководство большими больницами относится к числу самых сложных задач. "Конечно, мы даем и теоретический курс, - рассказывает Инесса Ермакова, - но все-таки в первую очередь слушателям важны функциональные знания, начиная с составления бизнес-плана клиники и заканчивая развитием и продвижением различных узконаправленных программ". Недаром в программы МВА со специализацией на здравоохранении и медицинском бизнесе входят не только базовые дисциплины по основам экономики, финансового и стратегического менеджмента, управления персоналом и проч., но и спецкурсы по законодательству в здравоохранении, обеспечению прав пациента, страховой медицине, маркетингу медицинских услуг и т.д.Стоит отметить, что подобные программы стали появляться совсем недавно. Например, совместную программу МВА "Организация и управление в здравоохранении" Московская медицинская академии им. И.М. Сеченова и "Академия АйТи" открыли лишь в конце прошлого года. Немногим дольше существует программа профпереподготовки "Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе" Государственного университета управления (ГУУ) и компании RMA. Также программу МВА "Управление медицинским бизнесом" предлагает Школа бизнеса "МИРБИС".БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Кризис затронул многие отрасли экономики, но, пожалуй, нигде он не проявился столь наглядно, как в сфере строительства и недвижимости. Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации никто, за исключением государства, не будет вкладываться в строительство и девелопмент. Скандалы вокруг долевого строительства, искусственное "раздувание" рынка, резко выросшие ставки по кредитованию возводимых объектов, сокращение числа покупателей и снижение объемов ипотечного кредитования - все это не пошло на пользу строительным компаниям. Даже крупные девелоперы "замораживают" свои проекты до лучших времен.Однако, несмотря на кризис, потребность в жилье, равно как и в коммерческой и социальной недвижимости, не уменьшается. Это дает некоторым экспертам основание полагать, что именно строительство станет спасательным кругом для российской экономики, подобно тому, как масштабное строительство знаменитых хайвеев стало толчком к выходу американской экономики из Великой депрессии 1929-1933 годов.Современный кризис доказал неэффективность методов работы отечественных строительных и девелоперских компаний. По данным Школы бизнеса "МИРБИС", сегодня для успешной работы руководителю требуются такие компетенции, как планирование системного алгоритма инвестиционно-строительного проекта, формулирование критериев эффективности проекта как концепции застройки, принятие решения о целесообразности финансирования проекта, принятие решений на основе анализа рыночных сил, состояния отрасли, основных конкурентных стратегий, конкурентных преимуществ и стратегий рыночного позиционирования. Профессиональный управленец на строительном рынке и на рынке недвижимости должен знать специфику передовых технологий, уметь правильно организовать бизнес-процессы. Всему этому учат на современных программах бизнес-образования со специализацией в сфере строительства и недвижимости. Найти таковые - как МВА, так и краткосрочные программы и семинары - можно в Московском государственном строительном университете, ГУУ, Высшей школе корпоративного управления АНХ при правительстве РФ, Школе бизнеса "МИРБИС" и др.ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ
С началом кризиса многие бизнес-школы и тренинговые компании стали предлагать всевозможные учебные программы по антикризисному управлению. "Подобные программы особенно востребованы в кризисных условиях, причем как среди компаний, находящихся в тяжелых условиях, так и среди тех, которые выживают и продолжают работать", - отмечает Екатерина Лисицына, директор центра программ МВА Школы бизнеса "МИРБИС".Как правило, слушатели приходят на такие программы за вполне конкретными знаниями, стремясь добиться нужных им результатов даже в условиях кризиса.Следует отметить, что антикризисное управление предполагает не только работу с компаниями и предприятиями в период упадка. Сюда же входят и ежедневные заботы топ-менеджеров, направленные на предотвращение подобных ситуаций и улучшение экономических показателей компании.Справедливости ради отметим, что антикризисная подготовка менеджеров появилась в нашей стране вовсе не в последние полгода - программы МВА, как правило, включают и блок по антикризисной тематике."В рамках МВА антикризисный блок ориентирован на управление компанией в целом, - объясняет Екатерина Лисицына. - Например, наша программа МВА, включающая такие дисциплины, как "Основные понятия и успешный российский опыт антикризисного управления предприятиями", "Технология разработки антикризисной программы реформирования предприятия", "Реализация антикризисной программы". С другой стороны, отдельная антикризисная программа должна включать в себя блоки не только по антикризисному управлению компании в целом, но и антикризисные инструменты и механизмы по отдельным функционалам. Например, у нас реализуется программа, которая содержит такие модули, как "Управление финансами компании в условиях кризиса", "Антикризисный операционный менеджмент", "Маркетинговые решения компании в условиях кризиса", "HR-управление компанией в условиях кризиса".В то же время хорошая программа по антикризисному управлению не должна ограничиваться вопросами специфики управления исключительно в период кризиса. Ведь за ним непременно будет подъем. И очень важно не прозевать его приближение: вовремя изменить стратегию, включить управленческие технологии подъема и т.д. Именно поэтому следует выбирать антикризисные программы, рассказывающие в том числе, как увидеть приближающееся дно кризиса и как действовать в период экономической стагнации и в период начавшегося подъема. Такие программы тоже есть. Например, в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ ("Управление стоимостью компании в период роста и финансовых потрясений", "Маркетинг и управление продажами на растущих и падающих рынках", "Управление персоналом в условиях макроэкономической нестабильности" и др.).Мнение эксперта
АЛЕКСАНДР ЧЕКАНСКИЙ, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при правительстве РФ:Практически в каждой программе МВА есть специальная дисциплина, посвященная вопросам антикризисного управления. Это важная часть программы, но ее совершенно недостаточно для того, чтобы грамотно управлять отдельными бизнес-процессами, людьми и бизнесом в целом в сегодняшней ситуации.На разных стадиях экономического цикла должны применяться различные управленческие технологии. Это касается как управления людьми, так и управления бизнес-процессами (продажами, финансами, проектами и т.п.) и разработки стратегии. А это означает, что весь комплекс учебных дисциплин программы МВА должен акцентировать внимание на отличительных особенностях управленческих технологий на разных этапах развития, в том числе и в условиях кризиса. Не отдельный блок хорошо составленной программы МВА, а соответствующая лучшим международным стандартам программа МВА дает достаточно знаний для грамотного управления, в том числе и в условиях кризиса.ДМИТРИЙ ЖДАНОВ, замдекана ВШКУ, руководитель специализированных модулей по программе "Евроменедж-мент - МВА для руководителей":Отличительной особенностью программы "Строительство" является ее сугубо практическая направленность. Занятия ведут профильные руководители компаний, многие годы работающие в данном бизнесе и имеющие огромный практический опыт. Это, в частности, позволяет обсуждать со слушателями все современные аспекты организации строительного бизнеса, отвечать на их конкретные вопросы. Особое внимание уделяется таким блокам, как "Формирование градостроительных программ", "Правовое регулирование строительной деятельности", "Финансовые аспекты управления в строительной сфере (учет, контроль, анализ и аудит финансово-хозяйственной деятельности)", "Управление инвестиционными проектами", "Управление коммерческой недвижимостью".НАТАЛЬЯ САЛИЕНКО, директор Центра подготовки руководителей инвестиционно-строительного бизнеса Института "МИРБИС":На сегодняшний день самой главной проблемой для девелоперов является резкое сокращение, а зачастую и полное отсутствие инвестиций в проекты и строительство. Недостаточное количество вводимых площадей и практическое отсутствие ипотеки для российских граждан может иметь плачевные последствия. Тем не менее в любом кризисе есть позитивные моменты: избавление от балласта и неэффективных людей, проектов, компаний в целом.Резко изменившаяся рыночная ситуация потребовала от менеджмента строительных компаний и рынка недвижимости быстрых, точных и адекватных решений. Но уровень подготовки топ-менеджеров не успевает за рынком, изменяющимся галопирующими темпами. Однако девелопмент не исчезнет, а перейдет на качественный уровень. Это станет возможно лишь при руководителях, которые смогут грамотно и эффективно управлять коллективом компании и бизнес-процессами.
IR-специалисты отвечают за финансовый имидж компании.Национальный институт по связям с инвесторами США (NIRI) дал следующее определение "investor relations - это стратегическая функция руководства компании, сочетающая финансовую, коммуникационную, маркетинговую составляющую, цель которой - обеспечение инвестиционного сообщества точным отображением текущего состояния дел и перспектив развития компании".
IR - суть профессииРабота IR-специалиста заключается в "наведение мостов с инвесторами": общение и поддержание связей с аналитиками, инвестиционными компаниями и банками, рейтинговыми агентствами; поиск новых инвесторов, подготовка для инвесторов различной финансовой документации, проведение переговоров с инвесторами. Геннадий Красовский, начальник отдела по работе с инвесторами компании "Лукойл", считает, что основная задача IR-специалиста - это в наиболее четком и грамотном виде преподнести инвестиционную историю компании инвесторам и различным финансовым аналитикам.
Качества IR-специалиста
Отличное образование, лучше финансовое, экономическое, юридическое.MBA (окончание бизнес-школы).Опыт работы в банковском бизнесе, на фондовом рынке.Отличная экономическая грамотность.Бизнес-эрудиция.Аналитические способности для оценки финансовых рисков и финансовых результатов.Высокий уровень коммуникативности.Понимание мировых экономических, политических проблем.Умение грамотно донести свои мысли до других.Умение работать с большими объемами информации, в первую очередь, финансовой.Знание особенностей западных фондовых бирж, западных инвесторов.Знание российского и западного законодательстваВысокая стрессоустойчивость.Свободное владение английским языком (знание других языков - большой плюс).
Специалистов, которые бы полностью отвечали всех вышеназванным требованиям, мало и они ценятся "на вес золота", поэтому, чаще всего в компаниях работает не один IR-специалист, а целый отдел с поделенными между сотрудниками полномочиями и обязанностями.Обучение по данной специальности надо начинать с получения качественного высшего образования и изучения иностранных языков. Затем можно прослушать курс по технологиям IR в Институте развития финансовых рынков или в МГИМО.
Должностные обязанностиКруг обязанностей IR-специалиста весьма широк, но сводится в основном к одному - к поиску и привлечению инвесторов. Другое дело, с помощью каких технологий это осуществляется. Итак, в обязанности IR-специалиста входит:
Поддерживание контактов с аналитиками из инвестиционных баков и компаний.Поддерживание и налаживание контактов с партнерами по бизнесу.Проведение IR-компаний.Проведение конференций по финансовым результатам.Мониторинг различных СМИ.Проведение аналитических исследований о деятельности своей компании на рынке, о деятельности конкурентов.Проведение собраний акционеров компании.Предоставление сведений о компании, годовых отчетов инвесторам.Составление пресс-релизов о деятельности компании на рынке, о финансовых результатах компании.Финансовый анализ рынка.Мониторинг базы акционеров.Презентация финансовых результатов на корпоративном сайте компании.Продумывание и разработка различных справочных материалов.Разработка планов продвижения компании на рынке.
IR-специалисты отвечают за финансовый имидж компании, потому что именно на нем основывается стратегия привлечения инвесторов. Поэтому, IR-специалисты работают в тесном контакте с PR-менеджерами компании.
ЗарплатаТакие специалисты по привлечению инвесторов зарабатывают много, потому что, привлечение инвесторов - трудная работа, из 10 попыток, которые предпринимают эти специалисты, подготавливая различные материалы, анализируя ситуацию на рынке, проводя различные переговоры, удается одна. Это большой труд, аналитический и ответственный. Ориентировочные зарплаты IR-специалистов:
Директор по связям с инвесторами, его обязанности - создание общей информационной стратегии для инвесторов, представительские функции, ответственность за работу IR-отдела - $ 10 000 и более.Начальник IR-отдела - проведение стратегии поиска инвесторов на рынке, аналитическая работа, организационная работа - $ 7 000 - 8 000.IR-менеджер, отвечает за какое-то одно направление деятельности IR-отдела - $ 3 000-4 000.В компаниях, где нет специального IR-отдела и обороты меньше, а работает один-два IR-специалиста, зарплата может быть $ 1 500-2 000.
Кроме того, IR-специалистам, за удачное осуществление стратегии по привлечению инвесторов, выплачивается хороший бонус.
Плюсы и минусыРабота IR-специалиста интересная, связана с аналитикой, хорошо оплачивается, в ней много разнообразного общения, но, в то же время, эта работа - очень ответственная и связана с определенными трудностями. Российский рынок не так прозрачен, как западный, владельцы компаний не всегда разрешают разглашение информации о своей компании, даже открытые акционерные общества часто держат свою информацию закрытой. В результате, IR-специалисты порой оказываются "между двух огней": с одной стороны, для удачного поиска инвесторов им необходимо предоставить максимально открытую информацию о компании потенциальным инвесторам, и руководство компании требует от них этого, с другой стороны - им зачастую не разрешают предоставлять те или иные необходимые сведения, и они не могут в полной мере правильно представить компанию на рынке. Еще одна сложность в работе IR- специалистов, что основную работу берет на себя инвестиционный банк или инвестиционная компания и им остается лишь информационное сопровождение и поддержание имиджа своей компании. Но, несмотря на это, для специалистов по связям с инвесторами, по мнению экспертов, на российском рынке - отличные перспективы. Профессионалов такого уровня в России не хватает, а потребность в них только возрастает. Эта работа позволяет реализовать свои аналитические, коммуникативные способности, находить новые связи, создавать новые отношения, а значит, и развивать собственную личность.
Пример специализированного семинара для IR:
Инвестиции не придут сами. Практические примеры структурирования предприятий для получения инвестиций. Альтернативный план действий по привлечению инвестиций.Холдинговая система обеспечения конфиденциального и безопасного владения активами. Понятие, место регистрации, налоговая модель, международно-правовые инструменты защиты.Инвестиционные фонды как инструмент обеспечения конфиденциального владения бизнесом. Понятие фонда, функционирование фонда, налоговая модель.Цели и задачи, решаемые при реструктуризации бизнеса. Консолидация активов, налоговое планирование, создание юридически определенной системы управления, защита от недружественного поглощения.Какие бывают Венчурные фонды. Как работают Венчурные фонды. Этапы инвестирования.Как представить бизнес-план инвестору?Структура и особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта.Какой метод выбрать для оценки эффективности инвестиций: традиционный или метод собственного капитала?В каком программном обеспечении делать компьютерную модель бизнеса и проекта?Количественный анализ риска проекта и зачем он нужен инвестору?Особенности подготовки презентации инвестиционного проекта. Read more
С моим институтским товарищем мы случайно столкнулись на парковке рядом с офисом компании, которую я консультировал. За последние пятнадцать лет Сергей превратился в генерального директора довольно крупной производственной фирмы и выглядел очень респектабельно. Мы поговорили о том, о сем, а затем Сергей, вмиг посерьезнев, сказал: «Вот собираюсь взять начальника отдела со степенью MBA». На вопрос, почему именно с МВА, ответил: «Мы тут проходили международную сертификацию на ISO, были там вопросы. Вот я и подумал, не взять ли специалиста с хорошим образованием по бизнесу. Кадровичка нашла подходящую кандидатуру — девушка серьезная».
— Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса… Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! — оптимистично закончил он.
— Желаю успехов!
Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.
— Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен — несколько секунд он вспоминал слово — реинжиниринг …и…перебрендовка…
— Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?
— Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!
— Ты поосторожнее с кадрами, люди — это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой…Удачи!
Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому. — Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.
— А что случилось?
— Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру… Чего ты ржешь, ну предупреждал… Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась… знает, как надо… Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа, начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику устроила… Не знаю, что делать…
— Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно…
— Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор… Но больше меня беспокоит, что люди все дерганные какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было…
— Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?
— Ты думаешь? — Сергей как-то обрадовано засопел в трубке. — Может быть, над этим надо подумать…
Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно.
— Марину уволил по собственному желанию. Правда пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось — ушел к конкурентам».
«Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».
Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ, президент Российской Лиги МВА
В этом году многие российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Об особенностях новой структуры и ее проблемных сторонах в интервью РИА Новости рассказал ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства (ИБДА АНХ) при правительстве РФ Сергей Мясоедов.
- Я не понимаю сути этой дискуссии. Реформа давно назрела. Она делает систему высшего образования в России понятной для Европы и США. Если мы хотим, чтобы наши выпускники не находились на замкнутом рынке труда в границах советской империи и могли конкурировать с выпускниками зарубежных университетов, мы должны перейти на двухуровневую систему. Она не только повышает эффективность обучения, но и экономит значительные средства. По статистике, 65% выпускников российской высшей школы на протяжении последних десятилетий по специальности не работают. Огромные финансовые средства, которые тратятся на специализацию (5 курс привычной вузовской программы), уходят в никуда.
- Вчерашние школьники в 17-18 лет еще не в состоянии определиться с будущей профессией...
- Да, а двухуровневая система дает им эту возможность. Отучившись 4 года, кто-то определится с профилем будущей профессии и продолжит учиться в магистратуре. А кто-то решит, что вначале надо поработать. А пока знаний, полученных на бакалавриате, достаточно. А через 5-6 лет, минуя магистратуру, можно будет пойти на программу МВА (Мастер делового администрирования). Она, в отличие от магистратуры, рассчитана на тех, у кого есть опыт работы.
- Но говорят, бакалавр – это недоучившийся студент, ведь чему можно научить за 3-4 года?
Так говорят плохие преподаватели, работающие по старинке. Кто не способен ничему научить за 3-4 года, не в состоянии дать современные знания и за 5 лет. Но надо понимать, что двухуровневая система требует переподготовки преподавателей.Неумение использовать современные методики и телекоммуникационные возможности, делать акцент на проектной (самостоятельной) работе студентов нередко прикрывается рассуждениями о нехватке времени. Отсюда панические заявления, что отказ от традиционной модели и сокращение количества аудиторных и лекционных часов, где переск0азывают старые учебники и конспекты, якобы приведет к падению качества образования. С этим нельзя согласиться. Просто значительной части наших преподавателей надо учиться работать по-новому.
- В вузах есть понимание, чему учить в магистратуре?
- Если говорить в масштабе страны, похоже, что нет. Магистратура «застряла» где-то между бакалавриатом и аспирантурой, не имея своего лица.
Предполагается, что она должна углубить профессиональные знания, развить навыки научно-исследовательской работы, обеспечить базовую подготовку к педагогической деятельности. Но выпускник такой магистратуры – это, фактически, недоучившийся аспирант. Чтобы он был востребован на рынке, этих знаний ему недостаточно. По нашему мнению, чтобы выпускник магистратуры стал конкурентоспособным на рынке труда, его обучение должно быть существенно более сфокусировано на нужды его будущей профессии. Однако понимание этого факта присутствует сегодня только в узкой группе ведущих университетов и бизнес школ страны.
- Как можно качественно подготовить в магистратуре специалиста, например, по менеджменту?
- За счет включения в программу дисциплин, ориентированных на проектную и консультационную деятельность, а также на личностное развитие. Мы по опыту знаем, что после окончания магистратуры лишь небольшая часть выпускников хочет заниматься научно-исследовательской и педагогической работой. Большинство же стремится работать в консалтинге. Или в реальном бизнесе: стать помощником или экспертом - аналитиком при руководителе предприятия. То есть готовить материалы и рекомендации для принятия управленческих решений. Поэтому в программе мы делаем специальный акцент на проектную и консультационную работу. За два года учебы помимо курса по методологии консультационной работы и ряда специальных предметов магистранты в нашем Институте в обязательном порядке готовят четыре индивидуальных и групповых проекта, предложенных предприятиями-партнерами. Это делает учебу интересной, полезной и осмысленной.
- А зачем нужны дисциплины личностного развития?
- По словам руководителей HR-служб ведущих российских компаний, проблема выпускников вузов не столько в их профессиональной непригодности (инженеров, химиков, биологов наши вузы готовят неплохо), сколько в том, что выпускники приходят в большую жизнь абсолютно к ней не готовые, не умеющие брать ответственность, безынициативные. И компаниям приходится по нескольку лет учить выпускников, как жить и работать в производственном коллективе. Поэтому, по нашему мнению, в магистратуре обязательно должны преподаваться такие предметы, как конфликтология, командообразование, лидерство и другие.
Профессиональное любопытство и осведомленность, постоянная работа над собой и развитие отношений с представителями рынка труда – вот пути для эффективного управления своей карьерой.
Зачем компаниям система обучения и развития? Почему она есть не везде? Что делать сотруднику, если в компании нет такой системы, а он хочет развиваться?
Cистема обучения и развития в компании позволяет сформировать профессиональный штат для решения задач бизнеса. Ее создают не только для мотивации сотрудников, но и – главное – для подпитки бизнеса свежими силами и идеями. Система оценки и развития для всех должностей позволяет эффективно планировать продвижения: кого из сотрудников, когда и на какие задачи эффективнее всего поставить и чему его доучить, чтобы достичь нужных результатов.
Но в какой-то момент интересы сотрудника развиваться и профессионально расти и интересы компании могут разойтись. Например, вы хотите расширить свою специализацию (логист хочет освоить ВЭД), а компания в этом не заинтересована (не планирует выходить на внешний рынок). Работодатель рискует вложить деньги в сотрудника, следующим шагом которого станет желание реализовать на практике полученные знания и уйти из компании. Поэтому, если вы хотите развиваться в определенном направлении, важно посмотреть глазами работодателя на полезность вашего обучения. И именно исходя из этого либо беседовать с руководством о дальнейшем образовании, либо самостоятельно идти обучаться и в перспективе быть готовым к поиску работы.
В крупных компаниях система обучения и развития вырабатывается годами опыта, и, к сожалению, она принята не везде. Поэтому, если в компании ее нет или вам не подходит то, что компания может предложить, – все в ваших руках!
Хорошо, если у вас есть профессиональная мечта и остается только выбрать тактику ее достижения. Но чаще бывает, что человеку сложно понять свои склонности и тем более сориентироваться в многообразии вариантов на рынке труда. Выросло то самое поколение экономистов-менеджеров, которые шли учиться, потому что было модно, вопреки призванию и способностям. Для них выбор очень сложен, так как они привыкли мыслить категориями тренда – «должно и нужно», а не руководствоваться своей интуицией, склонностями, интересами.
Как самостоятельно спланировать свое развитие? Как понять, куда дальше двигаться?
Основной путь – узнавать себя и возможности вокруг себя (в компании, на рынке труда в целом). В этом вам помогут корпоративный менеджер по обучению и развитию, менеджер по персоналу, внешний рекрутер, карьерный консультант, коуч.
Менеджер по обучению и развитию, рекрутер, карьерный консультант – с кем посоветоваться и в чем разница?
Обязательно поговорите с менеджером по обучению, чтобы узнать свои возможности внутри компании. Осведомленность о возможностях в компании, ее организационной структуре очень полезна: вы сможете выбирать из разных вариантов, узнать специфику задач в разных отделах, примерить их на себя. Некоторые клиенты, приходящие на карьерное консультирование к нам, отмечают, что хотят развиваться внутри своей компании. Однако, проработав в компании более трех лет, они могут иметь слабое представление о том, как она устроена, какие есть отделы и чем они занимаются. Не пренебрегайте возможностью получить информацию «из первых рук».
Рекрутер – человек, знающий все о рынке труда, его тенденциях, возможностях, практике. Он может дать независимую от вашей компании картину рынка труда применительно к вашей специальности, но не будет углубляться в ваши склонности, способности и призвание.
Карьерный консультант – тот самый человек, который владеет экспертизой и рынка труда, и психологии индивидуума. Он знает много карьерных историй, постоянно отслеживает тенденции рынка и является независимой стороной при оценке и предъявлении возможных вариантов развития.
Когда смена работы – шаг к развитию?
Как раз тогда, когда вы понимаете, что задачи компании идут вразрез с вашими интересами и склонностями. Рекрутерам часто приходится слышать от соискателей в качестве причины поиска работы – «достиг потолка». Редко кто может толково объяснить, что именно имеет в виду, что есть «потолок» и что есть его цель, как соотносятся задачи компании с задачами сотрудников. Очень часто человек замыкается в кругу своих личных интересов, мыслит категориями «мне интересно», «обучение для меня», а не категориями «решение задач», «результат». А ведь именно через решение задач и результаты происходит то самое развитие, о котором он вроде бы мечтает. Задача карьерного консультанта – раздвинуть эти границы и показать пути. Возможно, одним из этих путей будет смена работы или создание собственного дела. Главное здесь снова понимать: почему я хочу менять работу? Чего я хочу достичь этим?
Все в ваших руках – управляйте сами своей карьерой и жизнью.
В неспокойное время экономической нестабильности предприятий, вызванной финансовым кризисом многие работодатели, их службы персонала и юристы явно недооценивают положения ст.74 Трудового кодекса.
Предметом регулирования данной юридической нормы, является изменение условий уже существующего трудового договора с работником. Закон допускает изменение прежних условий трудового договора, по очень важной причине - крайней необходимости изменений в организации производства и труда, т.е. изменений технологических или организационных условий работы.
При этом в законе прямо указано на инициативу работодателя в проведении необходимых изменений, т.е. в принятии новых решений. Только ради них, а еще точнее, в ходе осуществления изменений в организации производства и труда закон позволилработодателюизменять условия уже подписанного трудового договора с работником!
У работников могут изменяться любые условия работы: рабочее место, продолжительность рабочего времени, режим труда. Например, рабочий день может быть разделен на части или будет предложено работать по сменам с суммированным учетом рабочего времени. Согласно ст.74 ТК, не может быть изменена лишь трудовая функция, т.е. содержание трудовых обязанностей по согласованной профессии (должности), специальности и квалификации.
Если работник согласился продолжать работать в новых условиях труда, то их теперь стало явно недоставать среди положений уже существующего трудового договора. По этой причине закон, в ст.57 ТК назвал новые условия, недостающими и здесь же указал порядок их оформления. Недостающие условия оформляются Приложением к трудовому договору или Соглашением с названием "отдельное".
Таким образом, закон связал в единый правовой антикризисный механизм ст.74 ТК где инициатива работодателя по изменению в организации производства и труда, состоящая из мероприятий направленных на поддержание и развитие производства в сложный период кризиса, влечет изменение условий индивидуального трудового договора, появления у работника новых условий труда и ст. 57 ТК, где новые условия труда названы законом недостающими, подлежащими оформлению отдельным соглашением к трудовому договору.
Это так по закону, а в практике трудовых отношений повсеместно и по каждому малейшему поводу оформляется соглашение с названием "дополнительное". Указанное название ни в одной статье Трудового кодекса не упоминается, но специалисты-практики это обстоятельство не замечают. Оно не признается убедительным доводом для замены названия "дополнительное" на "отдельное". Говорят, какая разница, как называется, важно то, что соглашение подписано сторонами. При этом, не принимается во внимание тот факт, что об "отдельном" соглашении говорится в ст.57 ТК и то, что законом установлена связь "отдельного" соглашения с понятием "недостающие условия" трудового договора.
"Недостающими" условиями могут быть не только те, о которых по ошибке забыли при оформлении трудового договора, но также те, которых не было, но они появились в настоящий момент. Это новые условия работы, сложившиеся в результате изменения организации производства и труда. О них прямо указано в ст.74 ТК. Таким образом, "отдельное" соглашение плюс "недостающие условия" трудового договора имеют причинно-следственную связь, с изменением технологических или организационных условий в работе, которое осуществляется по инициативе работодателя и является крайне необходимым для выхода из текущего экономического кризиса.
Как видим, соглашение с названием "отдельное" указано в законе и обеспечено его юридической силой, в отличие от соглашения с названием "дополнительное", которое в законе не упоминается и обеспечено только желанием работодателя.
К тому же, "допсоглашения" заключаемые на практике, умалчивают про инициативу работодателя по изменению в организации производства и труда и нередко влекут ущемление трудовых прав работника.
Вот вам и разница! Всем известно выражение, "буква закона". Оно означает, что закон имеет, прежде всего, форму. Поэтому достаточно заменить хотя бы одно слово в вышеуказанном антикризисном механизме, законная связь будет нарушена. Ее трудно будет обнаружить даже специалисту. Единственное, что обращает на себя внимание, так это необоснованное упорство, с которым заключаются "допсоглашения". Создается впечатление, что закон нарушается умышленно.
О творческих поисках, вдохновении, путях самовыражения написано и сказано многими людьми. Признанные классики всех времен, современные блоггеры… да и кто уже только не говорил о процессе создания «своего продукта»! Поэтому в этой статье мне бы хотелось обсудить не то, что получается после всех творческих терзаний, а то, что так и не получилось создать. И ответить на вопрос: почему многие не могут закончить свои произведения? А часто даже начать.
Бывает, принявшись за любимое дело, вас отвлекают на дело нужное. Даже внезапный звонок по телефону может сбить настрой, и вы потеряете смысл в создании семейного видеоролика.
Также некоторым знакома ситуация, когда пропадает вдохновение. Первый всплеск эмоций – аккорды к новой песне, и вот уже придуман куплет, но почему-то мы к нему не возвращаемся. Что происходит? И какой стимул нужен творцу внутри нас, чтобы начать, продолжить и завершить то, что задумано?
Я решила разобрать два самых распространенных пути, которые приводят в тупик творческих свершений. И с помощью инструментов коучинга разобраться, как же завершить процесс создания своего творения.
Существует много внутренних отговорок: они становятся на нашем пути огромным айсбергом, о который разбиваются наши смелые фантазии. Конечно, лидирующую позицию в рейтинге под названием «Стоп-кран» занимает собственная лень. Всем знакома ситуация, когда очень сильно хочется, но заставить себя приступить к делу кажется практически невозможным. «Например, - пишет мне моя подруга, - чтобы дошить юбку, мне надо раскрыть стол для шитья, чтобы раскрыть стол для шитья, мне надо помыть пол. А вот пол мне пока лень мыть…».
Важно отметить, что творение должно быть вызовом для вас, а не просто мимолетным желанием. Если этот вызов идет из глубины, и вы действительно хотите создать задуманное, то первое, что можно сделать – это поймать вдохновение. Муза живет в любимой музыке, во фразе, в обстановке – во всем, что может побудить вас сделать первый шаг. И еще вдохновение прячется за нашими ценностями.
Коуч же задает такие вопросы, которые позволяют прийти к осознанию своих ценностей и станут мостом, по которому можно перейти бурную «реку лени». Так, если вернуться к истории моей подруги, то вопрос: «А почему тебе важно сшить эту юбку?» Вывел ее на ответ: «Хочу быть современной и модной, а также хорошо выглядеть». И это стало импульсом к действию. Юбка была сшита.
Итак, после выявления основных аргументов для мотивации и призыва к действию, вы поймали свое вдохновение. Теперь осталось только ответить на вопрос: что вам нужно, чтобы начать действовать? Разложите подробный план действий с четко обозначенными сроками. Подробный ровно настолько, насколько вам комфортно будет по нему следовать, чтобы каждый пройденный этап вызывал у вас чувство удовлетворения и вдохновение двигаться дальше.
Еще одна распространенная позиция, которая приводит творческий порыв в тупик, - это страх сделать что-то несовершенное. Данное утверждение можно рассматривать с многих сторон. Я остановлюсь на самых очевидных аспектах.
Сравнение себя с признанными творцами побуждает человека делать шаг назад. Как будто теряется смысл в том, что он собирается делать. Подобные мысли ведут к вопросу: а Пушкину было с кем себя сравнивать? Ведь он тоже не первооткрыватель своей творческой области. И, кстати, если бы вы были первым в мире поэтом, то, как бы вы писали тогда? Эти ответы отвлекают от подобного сравнительного анализа, и от других мыслей, типа «меня не оценят другие».
Сконцентрируйтесь на своих ощущениях и вернитесь к внутренней ценности. Забудьте про всех, кто рисовал, писал, строил, фотографировал до вас, и ответьте на вопрос: почему это важно лично для меня? После чего добивайтесь поставленной цели.
Во-вторых, несовершенство «своего продукта» связано с отсутствием в голове конечного результата. Человеку, создающему что-то, хочется, чтобы это «что-то» получилось с первого раза. В обратном случае встает вопрос о «переделывании», а это либо «неохота», либо воспринимается как «обязаловка», и вещь перестает быть желанной. И понимание этого вновь приводит к тому, что картина или рассказ отправляются в стол.
Творчество неотъемлемая часть жизни каждого человека. Мы создаем везде: дома, на работе, в сети, в своих головах. Это бесконечный поток фантастических миров, которыми обмениваются люди друг с другом. С каждым годом человеку все проще делиться своими творениями с внешним миром и это придает кому-то смелости, а кто-то застенчиво уклоняется. Но факт остается фактом, все, что вы создаете – это новое и уникальное. Это ранее никогда не существовало. И это принадлежит вам.
Коучинг - центр Станислава ГринбергаОбразовательные программы
Проблема кадров, особенно молодых, в школах, вузах, больницах не теряет остроты последние несколько лет. В сложившейся ситуации учреждения просят правительство вернуть советскую систему распределения выпускников вузов. Однако эксперты по рынку труда считают насильственные методы неэффективными и предлагают рыночные пути решения проблемы.
Как отметил начальник департамента социально-экономического и финансового мониторинга полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Сергей Зимин, выпускники вузов неохотно идут в государственные учреждения образования и здравоохранения. А если они и поступают туда на работу, то лишь для того, чтобы набраться опыта для перехода в другое место.
«Учреждения образования и здравоохранения постоянно просят вернуть систему распределения - мол, если обучались за государственный счет, пускай отработают. Сегодняшняя ситуация может выстрелить самым неожиданным правительственным решением», - заявил Зимин.
Хотелось бы все же надеяться, что «неожиданное решение» не означает возврат к обязательному распределению. Эксперты рынка труда сходятся на том, что насильственные методы не могут быть эффективными.
«Человек, которого «послали», не мотивирован на работу и принесет больше вреда, чем пользы», - подчеркнул в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» генеральный директор консалтинговой компании «ЕВМ» Евгений Мачнев.
Генеральный директор СПб ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр» Владислав Расковалов добавил, что принуждение просто не сработает.
«Насильно специалиста к рабочему месту не притянешь. Если ему не понравится, он все равно уйдет на более удобные условия труда», - пояснил он корреспонденту «БалтИнфо».
К тому же, как напомнила исполнительный директор Российской ассоциации обучения предпринимательству Людмила Мургулец, система не работала и в Советском Союзе - выпускники, если не хотели работать по распределению, просто доставали нужные открепительные документы.
В то же время Мургулец считает, что введение распределительной системы могло бы дать краткосрочный эффект сейчас, когда вузы выпускают специалистов, не готовых к реальной практике.
«Молодые люди, закончившие любой вуз, с трудом устраиваются на работу. То, чему их учат, никому не нужно на практике, и приходится учить их заново. Организациям проще взять тех, у кого больше опыта. Даже для здравоохранения и образования выпускники не обязательно подойдут. В такой ситуации распределение могло бы помочь выпускникам», - объяснила она корреспонденту «БалтИнфо».
Однако эксперт согласна с коллегами в том, что в долгосрочной перспективе распределительная система работать не будет. Евгений Мачнев предложил вариант долгосрочного решения проблемы.
«Выход исключительно простой - переселять соотечественников из стран бывшего СССР, Восточной Европы и не бояться изменения мононационального состава населения», - уверен он.
Кроме того, по мнению эксперта, недостаток молодых специалистов существует, но не является сверхтяжелой проблемой. По его словам, в здравоохранении, прежде всего, не укомплектованы низшие должности, и при этом существует большой резерв производительности труда.
«Производительность труда в этой отрасли, как и на производстве, очень низкая. Количество функциональных обязанностей небольшое», - заметил он.
Поэтому, полагает Мачнев, нужно увеличить количество функций, выполняемых одним работником, и количество денег, которые он за это получает.
«Увеличить нужно непропорционально, например, в 2 раза поднять число обязанностей и в 3 раза размер зарплаты. Тогда работать пойдут молодые, активные люди, которые хотят заработать денег. Этим способом проблему можно решить наполовину», - убежден эксперт.
В свою очередь Владислав Расковалов видит решение проблемы подготовки кадров в целевом заказе. В отличие от распределения, заказ не оказывает давления на выпускника. Речь идет о создании целевых групп, которые набираются вне конкурса в учебные заведения по договору с работодателем. После обучения работодатель обязан принять этих выпускников.
Сергей Зимин назвал основные недостатки этой системы: неуверенность работодателя в том, что специалист останется работать в организации, а также необходимость финансировать обучение из чистой прибыли, которой может и не быть.
Однако указанные сложности, по словам Расковалова, можно устранить, если ввести государственные субсидии предприятиям на обучение специалистов. Такая система успешно работает в Германии, где бизнес охотно оплачивает студентам - будущим работникам - учебу в вузе за счет госпомощи. Государству, в отличие от бизнеса, выгодно обучение каждого специалиста.
«В любом случае каждый специалист работает на государство - он производит продукт, делает налоговые отчисления», - подчеркнул Расковалов.
В отличие от обычного бюджетного финансирования мест в вузах, субсидии предприятиям позволяют оплачивать именно те специальности, которые реально востребованы на рынке, и гарантировать выпускникам трудоустройство.
Добавим, в электронной базе вакансий службы занятости Санкт-Петербурга находится 360 врачебных специальностей. Заработная плата колеблется от 5 тыс. руб. (врач в детском саду) до 34 тыс. руб. (врач в психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением). Кроме того, требуется 85 учителей и преподавателей в различные учебные заведения на зарплату от 4330 руб. (учитель труда) до 20 тыс. руб. (учитель географии, преподаватель автомеханики).